День Святой Троицы

 

День Святой Троицы – один из Великих и многоликих двунадесятых праздников. Он имеет и несколько названий, отражающих его смысловые аспекты. Самое распространенное название – День Святой Троицы – отражает, наверное, наиболее важный смысл этого праздника. Мы совершаем прославление Святой Троицы, но в совершенно особенном, присущем только этому празднику, смысловом ключе: прославляем Бога-Троицу за домостроительство спасения человечества, смысловая точка которого поставлена именно сегодня, в день сошествия на апостолов Святого Духа.

 

Начало нашего спасения было положено в день Благовещения Пресвятой Богородицы, когда Святой Дух образовал в утробе Приснодевы Богочеловеческое Тело Спасителя мира. И, если сравнить домостроительство спасения человечества с прекрасной картиной, это можно уподобить первому штриху гениального художника на еще чистом холсте. Дальнейшее – жизнь Христа на земле, Его учение, страдания, смерть, Воскресение и Вознесение на небо – этапы творческого кропотливого процесса создания шедевра. И, вот, наконец, наступает этот день, когда на апостолов сходит Святой Дух. И это смысловая точка в деле домостроительства, то ради чего приходил Христос. Это момент, когда Художник, сделав последний штрих, откладывает кисть в сторону и с удовлетворением взирает на свое прекрасное творение.

 

Духовными стопами постараемся взойти в горницу, где были в это время апостолы и понять, что происходило там. Церковь называет это историческое событие сошествием на апостолов Святого Духа. Книга Деяний Святых апостолов повествует, что неожиданно в комнате, где собрались апостолы, поднялся сильный шум как бы от несущегося сильного ветра, хотя они были не на улице. Появился Святой Дух в виде огненных языков и, как бы опустился отдельно на каждого апостола. После этого с апостолами сделалось нечто невообразимое. Эти неграмотные люди, рыбаки, вдруг заговорили на разных языках, стали говорить на незнакомых наречиях так, что свое наречие узнавал всякий, ибо в это время вокруг было много народа, среди которых были и иностранцы. И всякий стал слышать от апостолов на своем наречении проповедь о Воскресшем Христе, которая с невообразимой силой духа стала теперь передаваться из уст в уста. Для этого и дана была им способность говорить на других языках, чтобы проповедь о Христе распространилась по всей вселенной и ловцы рыбы стали ловцами людей в сети веры во Христа, как и пророчествовал им об этом Сам Господь.

 

Но важнее для нас сейчас другое. На апостолах была поставлена та смысловая «точка домостроительства» нашего спасения, которая затем, чудесно превращаясь в бесконечное множество «запятых», распространялась на весь человеческий род. Что же произошло с апостолами и почему именно сегодня мы, взглянув на любого из них,  реально видим лицо спасенного человека? На апостола сошел Святой Дух. Но что это означает? Означает, что Святой Дух, сойдя на каждого из апостолов, довершил то дело, которое было решено в совете Святой Троицы, то дело, которое изволил Бог Отец и совершил на земле Бог-Сын. Какое это дело? Дело спасения человечества, которое заключалось в том, чтобы вернуть человеку возможность теснейшего единения со своим Творцом, что и являлось изначально целью творения человека! И в этом деле важно действие каждого из Лиц Святой Троицы. «Совершилась икономия нашего спасения! – пишет свт. Феофан Затворник, - Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый. Ибо спасение наше "по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа" (1 Пет. 1, 2)». Святой Дух пришел присвоить верующего Богу и соединение человека с Богом возможно только силой Святого Духа.

 

В то же время в силу сошествия Святого Духа изменяется качественно духовное состояние апостолов, в частности, они наполнились благодатью Духа, той «живой водой», о которой рассказывал Господь еще самарянке и о которой пророчествовал: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 37-38). И эта «вода живая» по неложному обещанию Господа и доныне изливается в сердца истинных христиан и становится в них неиссякаемым источником мира, радости и любви к ближним. И Сам Господь об этом говорил: «по тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой».

 

Этот день считается днем рождения Церкви и, хотя, бесспорно, это большая тема для особенной проповеди, нельзя не упомянуть о том, что есть Церковь. Ведь, в самом деле, в день рождения говорят в основном о виновнике торжества. Что сделало апостолов не просто собранием учеников Христа, а Церковью? Сошествие Святого Духа. До этого сошествия они не были Церковью. И лишь только сошел Святой Дух, образовалась Церковь Христа, живой организм, первыми клеточками которого и стали апостолы. Этот факт заставляет согласиться с определением Церкви, которое в свое время дал известный «славянофил» А. С. Хомяков. А он, возражая классическому определению Церкви как сообществу людей, утверждал, что Церковь есть единство Духа Святого в тех верующих, кто в своей жизни искренне стремиться исполнять заповеди Христа. Поэтому сегодня, осмысляя это удивительное явление – рождение Церкви – хочу всем нам, братья и сестры, пожелать всегда помнить, что и мы будем принадлежать Церкви не в силу нашей формальной принадлежности Ей, а только при условии схождения и в наши души благодати Святого Духа, той благодати, которая сошла сегодня на святых апостолов. Аминь.

31.05.2015