Неделя 19 по Пятидесятнице. Ап. Фомы

 

«19В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!20Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. 21Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. 22Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. 23Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. 24Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. 25Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. 26После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! 27Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. 28Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! 29Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. 30Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. 31Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (от Иоанна 20.19-31).

 

Повествование о неверии апостола Фомы в течении года повторяется на богослужении довольно часто. Это чтение входит в число 11-ти воскресных утренних «евангелий», каждое из которых повторяется с периодичностью примерно 1 раз в 3 месяца. Кроме этого, оно читается в неделю о Фоме – следующий воскресный день после праздника Пасхи. Ну, и сегодня – в день памяти самого Фомы. Такая частота повторений не может быть случайна. Очевидно, что повествованию о Фоме Церковь придает большое значение. Почему?

 

Об этом апостоле мы знаем в основном по двум повествованиям. Сначала, об этом мы слышали сегодня, апостол не оказался с другими апостолами, когда им по Воскресении явился Господь, преподав им мир. Потом он также не оказался рядом со смертным одром Пречистой Божией Матери, хотя остальные апостолы чудесным образом были собраны в это место по молитвам Самой Пречистой. Поэтому все время кажется, что Фоме как-будто бы не везет. Но мы же христиане, поэтому мы не верим в везение и понимаем, что здесь на самом деле скрыто особое Божие смотрение о Фоме. В чем это смотрение? Если поймем это, то поймем и почему апостолу все время «не везет».

 

Как ни странно это может звучать, но при рассмотрении этих случаев открываются весьма достойные качества апостола Фомы. В первом случае апостол обнаружил как-будто неверие, во втором расстроился, что не успел проводить Богоматерь. Но, если задуматься над его реакцией, то можно понять, что здесь не столько эгоистическая печаль о том, что пропустил что-то очень важное, сколько страдание из-за того, что не был в это время вместе со всеми. Апостол любил, так сказать, быть в гуще событий, в важные моменты быть вместе со всей семьей апостолов и духовно и телесно. И здесь мы усматриваем в нем такую черту, как семейственность. Он хотел быть вместе с прочими апостолами, т. к. апостольство для него это, прежде всего, единство в духе. И в этом апостол подает нам пример. Если мы спроецируем ситуацию от апостольского общества на общество приходское, то усмотрим здесь указание на важность быть вместе с приходом в важные моменты. Ведь приход в определенной степени тоже семья и духовное единство прихода во многом зависит от того, как члены прихода относятся не просто друг к другу, а как осуществляется их духовно-физическое общение. Например, жизнь прихода, помимо богослужебной жизни, может и должна выражаться во внебогослужебных мероприятиях. Во многих приходах сейчас организованы библейско-богословские курсы, которые становятся своего рода площадкой, где прихожане могут друг с другом и со священником обсуждать интереснейшие вопросы веры. Часто на приходах организуются паломнические поездки, различные мероприятия социальной направленности (служение больным, престарелым, посещение приютов) и т.д. и т.п. И чрезвычайно важно, чтобы каждый сознательный прихожанин в силу своей причастности общей приходской семье не оставался в стороне («моя хата с краю»), а принимал активное участие в общеприходских мероприятиях, таким образом участвуя в гармоничном духовном развитии прихода.   И апостол Фома подает нам здесь пример искреннего и правильного отношения к своей духовной семье.

 

Другое положительное качество Фомы открывается при размышлении над его словами «неверия»: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».  Попытка осмысления этих слов наводит на мысль, что здесь отнюдь не упертое неверие, не желающее ничего видеть и слышать. Здесь, скорее, желание утвердиться на камне своей веры. Мы помним слова ап. Павла, говорившего, что, "если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1 Кор.15:14), ибо лишь Воскресение Христа дало нам плоды вечной жизни. Поэтому желание Фомы увидеть "язвы гвоздиные" связано больше со стремлением утвердится в Христовой вере даже через органы чувств, а такое стремление исходит, безусловно, из верующего сердца. Фома похож здесь, скорее, на человека, которому сообщили радостную новость, и его лицо просияло от радости, но он, как-бы не веря своим ушам, говорит: не поверю, пока сам не удостоверюсь своими глазами. Говорит это, но по нему видно, что он уже поверил. Таков здесь и Фома.

 

Наконец, желание Фомы увидеть и ощутить Христа связано и с законным желанием утвердиться в своем апостольском достоинстве. Когда на апостольском соборе вместо отпавшего Иуды избирали апостола Матфия, ап. Петр сказал, что это место может занять ученик, бывший вместе с остальными свидетелем Воскресения Христа (Деяния 1.21-22). То есть живое свидетельство о Христе воскресшем - условие апостольского достоинства, а Фома был один из двенадцати и ему предстоял впереди длинный апостольский путь проповедника.

 

Однако, Господь все же как бы упрекает апостола Фому. Но не следует здесь видеть лишь упрек апостолу в несовершенстве его веры. Господь, прозирающий вглубь веков, обращает свои слова к тем будущим поколениям христиан, которые придут ко Христу, благодаря в том числе и трудам апостола Фомы. И говорит Господь здесь о том, что не телесное видение Христа является условием вхождения в блаженство вечной жизни, а искренняя сердечная вера, рождающая духовное познание и видение Христа.

 

"Фома неверующий", говорится в народе о человеке, который не желает поверить чему либо, несмотря на все приводимые аргументы и доказательства. К сожалению, имя святого апостола Фомы стало у нас отрицательно нарицательным. Хотя апостол Фома этого все же не заслуживает. Не говоря даже о его дальнейших апостольских трудах, его, так называемое, неверие подает нам много примеров для подражания. И, наверное, поэтому Церковь так часто нам о нем напоминает. Аминь.

20.10.2014