Слово на Рождество Пресвятой Богородицы

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, позвольте сердечно поздравить всех вас с великим двунадесятым и нашим престольным праздником! 

 

Если попытаться богословски осмыслить это событие, то, конечно, рождение Богоматери, с одной стороны, великое чудо, а с другой - плод кропотливой синергии, те соработничества Бога и человека. 

 

Почему мы усматриваем чудо в Ее рождении? Если мы внимательно посмотрим на нравственное состояние еврейского общества, то увидим глубокое падение. Вероучительные основы искажены, возьмите хотя бы представления о Мессии, нравственность подавлена духом фарисейства, который преобладал у еврейских духовных вождей. Это были слепые вожди, а когда верхушка слепа, то и народ слеп. И еврейский народ на тот момент не знал Священного Писания, ни даже имел возможности познать его смысл за неимением истинных учителей. При этом совершенно неудивительно и нравственное разложение, царившее в обществе, ибо, как мы знаем из слов Самого Христа во многом преданиями старцев заменили заповеди Божии. И вот из этой среды религиозного невежества и нравственного упадка вдруг рождается не просто святая Дева, а Дева, превосходящая святостью небесных бесплотных сил, Образец девства и чистоты. Дева, способная вместить в Себе Сына, Который спасет от вечной смерти весь мир. Что это, как не величайшее чудо Божие? И мы в этом явлении миру Богоматери видим, прежде всего, действие Промысла Бога, Который призрел на бедственное состояние человеческого рода и, как бы упразднив законы соответствия, являет в грешном мире Сосуд чистоты, через Который произойдет спасение человеческого рода.

 

Но ошибочно было бы видеть здесь действие Бога, совершенное независимое от произволения человечества. Как мы уже сказали, рождение Девы - плод соработничества Бога и человечества. И со стороны человечества рождение Богоматери - квинтэссенция всех чаяний и стремлений лучших сынов еврейского народа. Хоть по большей части евреи были далеки от истинного богопоклонения, но всегда сохранялся избранный остаток, который был верен заветам Моисея и старался жить по заповедям. Таковы были пророки и праведники Ветхого Завета. Таковы были и родители Богоматери Иоаким и Анна. Лучшие сыны и дщери богоизбранного народа всегда стремились к Истине и ожидали Мессию, который освободит их из рабства греху. И с этой стороны, рождение Богоматери - плод труда и молитвы многих поколений. Этот плод донес до Господа молитву о том, что человечество еще не совсем безнадежно и доказало свое желание вернуться к своему первому достоинству сынов Божиих. Таковы мысли, порождаемые богословским осмыслением сегодняшнего события.
 

Если же говорить о нравственном значении Рождества Богоматери, то оно подобно появлению зари после многотысячелетней ночи. Давайте представим человека, который находится в глубоком тоннеле и все время копает перед собой землю. Он знает, что где-то есть свет. Он живет надеждой однажды увидеть этот свет и ради этого он все время копает. За годы копания с него сошло сто потов, затуплены десятки орудий, проглочены килограммы пыли. Но его надежда не оскудевает, и лишь благодаря ей он все еще жив и копает. И вот в один счастливый день он вдруг совершенно неожиданно увидел тоненький лучик света. С пришедшим вместе с ним глотком свежего воздуха он твердо понимает, что это не галлюцинация и не самообман. Это предвестник всеобъемлющего света, до которого он теперь точно докапает. Можно представить себе состояние этого человека! Это состояние счастья, хотя это всего лишь его предвестник.   Оно подобно ощущению первых признаков выздоровления после многолетней болезни и первого запаха весны после затяжной зимы, первый лучик солнца, который возвещает о скором вступлении Солнца в свои права.        

 

Таково значение этого события. Рождение Божией Матери положило начало спасения человеческого рода, поэтому и начинается церковный год именно с этого праздника, с которым я всех вас, братья и сестры, еще раз поздравляю. Аминь.

21.09.2014 г.