Неделя о расслабленном

 

«После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус».

 

Пищу для размышлений дает нам вопрос Господа расслабленному: «Хочешь ли ты быть здоров»? На первый взгляд это может звучать даже как насмешка. Человек лежит практически обездвиженный 38 лет. И вопрос о том, хочет ли он быть здоровым, в устах любого другого человека мог бы показаться издевательством.  Но, конечно, невозможно представить, чтобы Господь издевался над страждущим человеком. Так, каков же смысл этого вопроса? Безусловно, вопрос этот не праздный. Господь хотел показать внутреннее состояние этого человека, которое стало основанием для исцеления именно его, а не других, которые во множестве здесь лежали. Ответ на вопрос Господа открывает благородство и даже определенную духовную высоту этого больного. Во-первых, очевидно, что он, пребывая очень долго в болезни, не озлобился ни на людей, ни на Бога. В противном случае он бы обрушился с проклятьями и на Задающего столь «глупый» вопрос, и на тех, кто всегда его обгоняет на пути к купальне. Ничего этого мы не видим.  

 

Во-вторых, расслабленный отвечает, что хочет выздороветь. Это очень важный ответ. Несмотря на почти полувековую болезнь, он не отчаялся, не потерял надежды на выздоровление и еще хотел быть здоровым.

 

И вот, здесь для нас первый урок. Право на чудо имеет только тот, кто при обилии скорбей и испытаний сохраняет незлобие и непоколебимую надежду на милосердие Бога.  Имеет надежду на исцеление души и тела лишь тот, кто с истинным разумом воспринимает все, случающееся с ним. Как нам уподобиться этому расслабленному? Очевидно, что этот больной имел некую духовную опору. Для нас такой опорой может стать глубокое осмысление причин и целей случающихся с нами скорбей. Вот что пишет об этом свт. Игнатий: «Что скажем мы, грешные, о встречающихся с нами скорбях? Какая, во-первых, начальная причина их? Начальная причина страданий человеческих — грех, и очень правильно поступит всякий грешник, если, при постигших его печалях, немедленно обратит мысленные взоры к грехам своим, сознается в грехах, обвинит грехи свои, обвинит себя за грехи свои, признает скорбь праведным наказанием Божиим. — Есть и другая причина скорбей: это — милосердие Божие к немощному человечеству. Попуская грешникам скорби, Бог возбуждает их к тому, чтоб они опомнились, чтоб они остановились среди неудержимого увлечения своего, вспомнили о вечности, о своих отношениях к ней, вспомнили о Боге, о своих обязанностях к Нему. Скорби, попускаемые грешникам, служат признаком, что эти грешники еще не забыты, не отвержены Богом, что усматривается в них способность к покаянию, исправлению и спасению. Грешники, наказуемые Богом, ободритесь! егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет». Лишь такое осмысление взаимосвязи греха и страдания может помочь человеку со смирением и надеждой на Бога проходить свой жизненный путь.

 

Но возможно ли это в жизни, а не только на евангельской иллюстрации? Возможно ли перенося тяжкие испытания, мучительные страдания на протяжении многих лет, оставаться искренне верующим и смиренным человеком? Да, возможно. И об этом нам красноречиво говорит, например, жизнеописание блж. Матроны Московской, память которой Церковь отмечала буквально вчера. Кто, как не она был столь подобен нынешнему евангельскому расслабленному? И так же, как и он, вопреки всем испытаниям, которые выпали на ее долю, а это были испытания на грани выживания, она сохранила потрясающую силу духа, веру и самоотверженную любовь к людям. 

 

Да и сегодня даже среди простых мирян есть такие сильные люди. Мне известен человек, и он сейчас жив, который пребывает в таком же расслаблении, как и сегодняшний наш герой, не 38 лет, а с 4 годиков и до сего дня (а сегодня ему уже за 80). И от этого дедушки никто никогда не слышал слов злобы или ропота. Он будто искрится радостью и на его всегда приветливом лице неизменная улыбка. Даже сейчас, когда родные избавились от него, передав в дом престарелых.  Господь всегда дает нам в пример таких евангельских расслабленных, надо только уметь их увидеть.  

 

Второй урок Господь преподает нам в конце сегодняшнего рассказа. Встретив исцеленного Им больного после в храме, Господь сказал ему: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Здесь Господь указывает на непосредственную связь между грехами и физическими болезнями человека. Свт. Феофан Затворник, рассуждая об этих словах Господа,  объясняет, что грех, нанося рану душе, уже по причине взаимосвязи души и тела поражает и тело человека.   «Грех не душу только поражает, но и тело. В иных случаях это весьма очевидно; в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною; но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая. Уже то одно, что грех наводит мрак и тугу, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога - Источника жизни, и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения. Следовательно, больному, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь и благодетельному действию лекарств. Слышно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится св. Таин; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал».

 

«Не греши больше, чтобы не случилось с тобой, чего хуже» - этими словами заканчивается увещание Господа бывшему расслабленному. И здесь очевидное указание на вечное мучение грешника, которое также является следствием греховной жизни. Ибо что может быть страшнее практически полного обездвижения на протяжении 38 лет? Лишь страдание в пламени геенского огня, «где будет плачь и скрежет зубов», страдание, которому уже не будет конца. От чего да избавит нас всех милосердие Божие. Аминь.

3.05.2015