Слово в 17 неделю по Пятидесятнице

 

Ев. От Луки 5, 1-11: «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним».

 

Объясняя этот отрывок из Евангелия, святые отцы подчеркивают, что в любом деле для его успеха необходима помощь Божия. И в первую очередь это касается духовной жизни. Вот что пишет, например, свт. Феофан Затворник: «Целую ночь трудились рыбари и ничего не поймали; но когда Господь вошел в их лодку и, после проповеди, велел забросить мрежу, поймалось столько, что вытащить не могли и мрежа прорвалась. Это образ всякого труда без помощи Божией, и труда с помощью Божией. Пока один человек трудится, и одними своими силами хочет чего достигнуть - все из рук валится; когда приближится к нему Господь, - откуда потечет добро за добром. В духовно-нравственном отношении невозможность успеха без Господа осязательно видна: "без Мене не можете творити ничесоже ", сказал Господь. И этот закон действует во всяком. Как ветка, если не сращена с деревом, не только плода не приносит, но иссыхая и живность теряет, так и люди, если не состоят в живом общении с Господом, плодов правды, ценных для жизни вечной, приносить не могут. Добро какое и бывает в них иногда, только на вид добро, а в существе недоброкачественно; как лесное яблоко и красно бывает с виду, а попробуй - кисло. И во внешнем, житейском отношении тоже осязательно видно: бьется, бьется иной, и все не в прок. Когда же низойдет благословение Божие, - откуда что берется. Внимательные к себе и к путям жизни опытно знают эти истины». Итак, главный и верный принцип перед началом всякого дела – взыскать помощи Божией. И опыт жизни всякого человека, в общем то, доказывает важность этого принципа. Действительно, как часто бывает, что мы безуспешно бьемся над каким-либо делом, бьемся целыми днями, неделями, месяцами, порой, годами, а оно никак не клеится, не сводятся концы с концами, у нас ничего не получается. И, главное, нам непонятно, почему не получается. Ведь все, как кажется, делаем правильно, квалифицированно, не допуская, формально каких-либо ошибок. А оно все равно не клеится.  Порой так бывает и с довольно простыми вещами: то, что раньше удавалось легко, шло как по маслу, вдруг неожиданно для человека перестает даваться. И такого рода проблемы, надо сказать, порой перерастают у человека в проблемы духовно-психологические. Человек начинает унывать, считать, что он, наверное, неудачник, появляется комплекс неполноценности, и он может начать даже бояться делать свои дела, опасаясь новой неудачи.

 

Так случается и это говорит о том, что это важная проблема. Главное, на что мы должны здесь обращать внимание, на духовный аспект всякого дела. Как мы совершаем свои дела, мирские или духовные? Обращаемся ли мы к Богу перед началом всякого дня с просьбой благословить нас на наступивший день? Обращаемся ли перед началом всякого важного дела с просьбой благословить на это дело? «Обращаемся», скажем мы! Но от всего ли сердца обращаемся, не мимолетно ли и в попыхах? Пусть каждый вспомнит хотя бы, как он читает дома молитву «Отче наш» перед едой. А, обратившись к Богу за помощью, надеемся более в душе на Него или все же на себя? И, получив желаемое, всегда ли благодарим Его за полученное? А ведь благодарность Богу – залог услышания молитвы в следующий раз. Все эти вопросы очень важно себе задавать, чтобы, наконец, разобраться в наших, как мы говорим, неудачах, а на самом деле нашем духовном неразумии.

 

Другой момент, на который следует обратить внимание, нам также подсказывает  сегодняшний евангельский текст. Закончив проповедь, Господь обратился в Симону: «закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». Это очень важный момент! Петр был опытным рыбаком, знавшим законы моря и повадки рыбы. Он всю ночь, приложив весь свой опыт, трудился и не поймал ничего, и это вполне убеждало его в бесполезности дальнейшего труда. Однако, в ответ на предложение Христа он отвечал: «по слову Твоему закину сеть». Это многого стоит! Петр по детски вверился Христу, отодвинув назад весь свой опыт и свои знания. И это детское доверие Христу, вкупе с силой Христа, тоже стало причиной чуда – чудесного улова рыбы.

 

Доверие Христу, которое вопреки человеческим опыту и знаниям подвигает человека следовать за Христом, -  качество, которого нам часто не хватает. В течении жизни мы постоянно попадаем в ситуации, когда перед нами стоит выбор: поступить согласно своим знаниям и опыту или вопреки им – по заповеди Христа. И, увы, часто мы доверяем больше себе, чем Христу. Приведу простой пример. Мы знаем заповедь Христа: «Просящему у тебя дай». Однако, встречая на улицах нищих, мы склонны не поступить прямо по заповеди, а оцениваем нищего. И, опираясь на свой опыт и «прозорливость», мы, порой, делаем вывод о том, что это «профессиональный» нищий, на вид он(а) молод(а) и здоров(а), поэтому лучше пусть работает. И ничего не подаем. Если поступать таким образом, то с большой долей вероятности можно сказать, что вскоре вокруг нас мы будем склонны видеть одних только «профессиональных» нищих. И таких ситуаций – море. Знаем, что говорил Христос, но «своя правда» ближе. Опираясь более на свой опыт и знания, чем на повеление Христа мы, не имея детского доверия Христу, лишаемся права на чудеса, которых могло бы быть в нашей жизни гораздо больше.

 

Итак, обращение к Богу за помощью во всех наших делах и детское доверие Христу – важнейшие принципы христианской жизни, которые Церковь хотела донести до нас сегодня. Аминь.

                                                                                                                               5.10.2014